Сервис-дизайн кружка
интегратор сообществ кружкового движения
Материалы лонгрида обновляются!
Успех кружка зависит от того, сможете ли вы сделать своего клиента счастливым
Основатель «Алгоритмики» — школы программирования и математики
Андрей Лобанов
Поделиться в соцсетях
Что такое сервис-дизайн и зачем он нужен?
Начнем рассказ о сервис-дизайне с двух мифов.
Миф 1. Для успеха кружка достаточно создать хороший продукт
Это неправда. Успех кружка зависит от того, сможете ли вы сделать своего клиента счастливым. Счастливые клиенты приносят компании больший желаемый результат (финансовый и/ или нефинансовый) и позволяют ей расти. А для того чтобы сделать клиента счастливым, нужен хороший сервис.

Хороший продукт дает клиенту желаемый образовательный результат
Хороший сервис приводит клиента в компанию и удерживает его
Счастливый клиент хочет возвращаться в ваш кружок и готов рекомендовать его своим друзьям
Ценность показывает, сколько денег приносит пользователь за время, которое он пользуется продуктом
Миф 2. В моем кружке уже отличный сервис
Это тоже неправда. Во-первых, работа над сервисом — непрерывный процесс, и его всегда можно улучшить. Во-вторых, исследования показывают, что 80% компаний убеждены в том, что у них отличный сервис, при этом только 8% их клиентов согласны с таким утверждением.*

*Meyer, C., & Schwager, A. (2007). Understanding customer experience. Harvard business review, 85(2), 116.

Итак, сервис-дизайн — это процесс создания сервиса, ориентированного на потребности клиента. При этом сервис-дизайн связывает заботу о потребностях клиента с главной целью проекта. Это может быть прибыль или число выпускников, если ваш кружок бесплатный для пользователя. Главное, что эффект от сервис-дизайна виден в конкретных показателях, например:
Повышается качество поддержки пользователей и их удовлетворенность
Увеличивается конверсия в повторную покупку и LTV
Снижается стоимость привлечения новых клиентов
В этой статье мы расскажем, как систематизировать весь процесс получения опыта клиентом, ничего не упустить и сделать этот опыт запоминающимся.
Инструменты сервис-дизайна
В сервис-дизайне принято использовать два инструмента: CJM (Customer Journey Map) и метрики проекта.
CJM мы уже рассматривали ранее
Карта пути пользователя отображает, как происходит взаимодействие клиента и услуги. Отвечает на вопросы, какие точки контакта существуют, через какие каналы осуществляется взаимодействие и что происходит внутри каждой точки контакта. Подробнее о CJM можно прочитать здесь и здесь.
Для кружка мы будем использовать CJM, состоящий из пяти этапов: интерес, покупка, занятия в кружке, повторная покупка и жизнь после кружка. Обратите внимание, что путь пользователя начинается задолго до первого занятия. И чаще всего мы будем иметь дело с двумя CJM: CJM ребенка и CJM его родителя.

Метрика, которую мы будем использовать, называется LTV (Lifetime Value)
Метрика показывает, сколько денег приносит пользователь за то время, что он пользуется продуктом. Если ваш кружок бесплатный, вы можете адаптировать LTV к нефинансовой величине.

В классической (коммерческой) формуле LTV нужно перемножить четыре показателя:
Cредняя стоимость курса
Например, за один месяц, если предполагается ежемесячная оплата, или за одно занятие, если ученик платит каждый раз
Средняя длительность посещения кружка
Проще говоря, сколько студент будет ходить в кружок
Повторные покупки
Этот показатель говорит о желании клиента возвращаться к вам на другие занятия. Например, если у вас несколько курсов, захотят ли ваши студенты вернуться, чтобы пройти другой курс?
Долю маржи в выручке
Например, если выручка составляет 100 тыс. руб., а переменные затраты — 60 тыс. руб., маржинальность бизнеса будет 40%
Попробуем применить формулу LTV: например, стоимость одного месяца занятий на курсах составляет 4 000 рублей, а один курс длится 3 месяца. Представим, что ученик прошел один курс полностью, а затем решил пройти еще один курс, то есть совершил повторную покупку, при этом маржинальность составила 50%.
Тогда LTV = 4 000 * 3 * 2 * 0,5 = 12 000 руб. Столько принес нам клиент.
Так, формула показывает точки роста LTV:
Удержание клиентов или увеличение жизненного цикла клиента
Сколько месяцев будет заниматься ученик? Пройдет ли он курс до конца?
Повторное привлечение клиента
Какой курс можно предложить ученику после завершения текущего?
Повышение маржинальности бизнеса, например, за счет оптимизации маркетинговых затрат
Сколько лидов завершатся покупкой курса? Какие каналы продаж наиболее эффективные?
Мы будем следить за этой метрикой на всем пути пользователя, чтобы видеть, как тот или иной аспект сервиса может повысить LTV.
Ключевые характеристики хорошего сервиса
Теперь, когда мы вспомнили, что такое CJM и LTV, определим, какие параметры хорошего сервиса помогут контролировать его уровень на каждом этапе пути:

Параметры хорошего сервиса:
Качество образования — дать хороший образовательный результат
Надежность — точно выполнить все обещания
Скорость предоставления услуги
Классность (бренд, стиль, атмосфера) — вызывать положительные эмоции и чувства
Понятность — давать всю нужную информацию
По всем этим критериям любой шаг должен быть хорошо продуман.
Рассмотрим первый этап CJM — интерес. На этом этапе вы знакомите клиента с компанией и заинтересовываете в ваших услугах. Важно, чтобы каждый, даже самый маленький этап CJM отвечал пяти параметрам качественного сервиса. Выпишите для себя все возможные точки контакта с клиентом. Это могут быть:
Блог и посты в социальных сетях
Мероприятия, где вы участвуете в качестве спикера
E-mail-рассылка
Сайт
Участие в отраслевых мероприятиях
Прочее
Для каждой точки контакта представьте сценарий пользователя и проверьте его на соответствие всем пяти параметрам. Например, если это сайт, можно составить следующую таблицу:
Параметр сервиса
Как сайт отвечает на запрос?
Качество образования
  • Методология и программа курса
  • Опыт преподавателей
  • Проекты учеников
  • Прочее
Надежность
  • Отзывы учеников и родителей
  • Отсутствие ошибок
  • Актуальная информация
  • Прочее
Скорость
  • Скорость работы сайта
  • Отсутствие сбоев в работе
  • Прочее
Классность
  • Дружелюбный интерфейс (UI)
  • Современный и адаптивный дизайн
  • Правильный tone of voice
  • Прочее
Понятность
  • Структура сайта (меню, заголовки, контакты)
  • Название вкладок (SEO-friendly)
  • Прочее
Качество сервиса на первом этапе влияет на вероятность конверсии на сайте, что, в свою очередь, снижает затраты на пользователя, а значит, растет маржинальность и LTV.

Так, двигаясь от точки контакта к точке контакта, от этапа к этапу, можно проектировать сервис
Как внедрить сервис-дизайн?
Невозможно сразу создать идеальный сервисный опыт. Поэтому сервис-дизайн предполагает цикличную операционную работу.

На первом этапе заполните CJM своего кружка
Определите все точки контакта с пользователем и каналы коммуникации
На втором этапе опишите решения, с помощью которых вы будете соответствовать пяти обязательным параметрам
Так вы сможете представить, какой идеальный сервисный и образовательный опыт хотите создать для своего пользователя.

Затем приоритизируйте решения, ориентируясь на рынок и конкурентов. То есть выберите, какие решения на каких этапах вы будете внедрять в первую очередь и как будете измерять результаты
Третий шаг — это внедрение решений
Здесь вы пробуете реализовать решения и тем самым улучшить опыт клиента
Четвертый этап предполагает непрерывный мониторинг всех процессов
Это поможет выявлять слабые места и барьеры, которые возникают у пользователей. Также на этом этапе определяйте результативность предыдущих решений
На основе результатов третьего этапа добавляйте новые решения и снова их приоритизируйте. Так процесс повторяется, а вы приближаетесь к своему целевому опыту.
Какие области знаний и зоны внимания есть у организатора кружка? Сверяйтесь с картой «Системная модель кружка», чтобы увидеть полную картину
Открыть доступ к онлайн-школе руководителей кружков и получить бесплатно:
  • Помощь экспертов в работе с проектом вашего кружка
  • Личного куратора для ответов на вопросы
  • Сертификат о завершении школы
  • Возможность получить удостоверение о повышении квалификации
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
Понятно
Close